Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли

В результате эволюции международных эко­номических отношений сложился обширный инструментарий внешнеэкономической полити­ки. Множество инструментов, которые имеются в распоряжении государства для регулирования внешнеэкономической деятельности, можно ус­ловно распределить на две группы: тарифное ре­гулирование и нетарифное регулирование. В последнее время использование тарифных мер существенно ограничивается принятыми соглашениями внутри торговых организаций и союзов, этим объясняется предпочтение, от­даваемое в последнее время многими странами нетарифным мерам по сравнению с тарифами. Существуют также и другие причины: влияние отдельных фирм и профсоюзов на внешнеторго­вую политику государства, ответ на различные действия торговых партнеров. При этом данные меры используются различными странами край­не неравномерно таблица 1. Нетарифные меры государственного регули­рования внешнеэкономической деятельности от­личаются большим разнообразием. По данным американского специалиста по экономической истории В соответствии с классификацией Европей­ской экономической комиссией ООН, всё много­образие нетарифных методов государственного регулирования внешнеэкономической деятельно­сти можно разделить на следующие группы: меры прямого проблемы многостороннего регулирования внешней торговли лицензирова­ние и квотирование ; специальные защитные меры импортные квоты, специальные пошлины, антидемпинго­вые пошлины, установление барьера по мини­мальным ценам на рынке страны-импортера, компенсационные пошлины ; административные и таможенные меры импортные налоги и сборы, проблемы многостороннего регулирования внешней торговли ; прочие нетарифные меры валютные огра­ничения и валютный контроль, регулирование курса национальной валюты, меры поддержки экспорта. Крайней формой государственного ограни­чения внешней торговли являются проблемы многостороннего регулирования внешней торговли санкции, например торговое эмбарго trade embargo - запрещение государством ввоза в ка­кую-либо страну или вывоза из какой-либо стра­ны товаров. В современной международной торговой практике, несмотря на уже достигнутый уровень либерализации международной торговли, резко обострилась проблема применения различного рода нетарифных ограничений. Очевидно, ис­пользование нетарифных ограничений связано с необходимостью для развивающихся стран защиты отдельных, зарождающихся отраслей национальной экономики. Тем не менее при­менение нетарифных мер часто встречается и в практике развитых стран. К основным причинам все проблемы многостороннего регулирования внешней торговли широкого использования нетарифных мер следует отнести: рост роли внешней торговли в народном хо­зяйстве и связанное с этим повышение степени открытости национальных экономик; существенное повышение доли готовой продукции в мировой торговле; нарастание процессов транснационализа­ции производства, обусловившей весьма дина­мичное развитие международной кооперации и резкое повышение значения внутрифирменной торговли в глобальном масштабе. В этой связи вы­деляют три этапа построения системы нетариф­ного регулирования в рамках ВТО: 70-е гг. Токийский раунд ; II половина 80-х гг. Основные тенденции использования нета­рифных ограничений в мировой торговле: если до 90-х гг. С середины 1970-х гг. Относительное увеличение значимости средств нетарифного регулирования в современ­ном торгово-политическом арсенале США про­исходило в большинстве случаев параллельно другому процессу - значительному снижению эффективности таможенных пошлин как регуля­тора внешнеторговой деятельности и снижению их абсолютного уровня. В начале XXI в. Этот показатель в США выше, чем проблемы многостороннего регулирования внешней торговли Япо­нии - 10,7% и несколько уступает аналогичному показателю Европейского Союза - 19,1%. Применение инструментов нетарифного регулирования в США регулируется на между­народном наднациональном и национальном уровнях. На международном уровне основными ин­струментами эффективной торговой политики являются двусторонние и многосторонние тор­говые соглашения. В США выделяют два основных типа меж­дународных актов - международного договора treaty исполнительного соглашения executive agreement. При этом норма международно­го договора treaty действует наравне с нормой внутреннего законодательства и в случае стол­кновения международной и национальной вну­тригосударственной норм преимуществом бу­дет пользоваться, как правило, норма, принятая позже. Исполнительное соглашение executive agreement подписывается Президентом без рас­смотрения в Конгрессе, что отражается на ста­тусе такого международного акта - он не может превалировать над внутренним законом; проти­воречие между нормами международного акта и национального законодательства в этом случае решается в проблемы многостороннего регулирования внешней торговли внутреннего закона США. На национальном уровне полномочия по не­тарифному регулированию принадлежат Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли США, который, в свою очередь, может делегировать эти полномочия Президенту. Министерство финансов США утвердило новые правила по нетарифному регулированию, вступившие в силу 3 октября 2011 года, ужесто­чающие процедуру определения страны проис­хождения ряда импортных товаров оптическое стекловолокно, элементы трубной арматуры, по­здравительные открытки и др. Службой продовольственной безопасности инспекции Министерства сельского хозяйства США разработаны новые правила в области классификации мяса домашней птицы вступают в силу с 1 января 2014 года. Комиссией по проблемы многостороннего регулирования внешней торговли потребитель­ских товаров в области тестирования и марки­ровки детской продукции тоже разработаны новые правила, вступающие в силу с 8 февраля 2013 года. Членами Всемирной группы по торговле винами включает США, Чили, Аргентину, Ав­стралию, Грузию и ряд других стран 20 октября 2011 года подписан меморандум о взаимопони­мании по вопросам сертификационных требо­ваний к винной продукции, положения которого призваны снизить нетарифные барьеры на пути алкогольной продукции в рамках взаимной тор­говли проблемы многостороннего регулирования внешней торговли. Среди мер административного характера выделяются количественные ограничения, вве­дение запретов на импорт в США, экспортный контроль, использование различных админи­стративных процедур в целях внешнеторгового регулирования, применение стандартов иных технических барьеров в торговой политике и т. Аппарат Торгового Представителя США 1 марта 2012 года опубликовал ежегодный доклад «Повестка торговой политики на 2012 год и го­довой отчет за 2011 год». Как отмечается в до­кладе, целью внешнеэкономической политики США является обеспечение устойчивого роста национальной экономики и сбалансированное развитие мировой экономики в целом. В докладе выделяются 5 приоритетов торговой политики, на которых Администрация США проблемы многостороннего регулирования внешней торговли де­лать акцент: поддержание устойчивого роста американ­ской экономики и повышение уровня занятости реализация мероприятий в рамках Новой экс­портной инициативы, имплементация согла­шений о свободной торговле с Южной Кореей, Панамой и Колумбией, формирование зоны сво­бодной торговли «Транстихоокеанское партнер­ство» и др. Примером применения нетарифного регули­рования является объявленное 23 января 2012 г. Аппаратом Торгового Представительства США решения о продлении до 2015 года Соглашения о торговле мягкими породами древесины, под­писанное Администрациями Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли и США в 2006 году. Кроме того, 15 марта 2012 г. В соответствии с упомянутым Соглашением порядка 80% про­мышленного экспорта США включая продук­цию сельскохозяйственного и аэрокосмического машиностроения, научное и транспортное обо­рудование будет осуществляться беспошлинно. В части нетарифных мер необходимо отме­тить договоренности в области требований без­опасности применительно к легковым автомо­билям, охраны природной среды, унификации таможенных процедур и др. ЕС, являясь членом ВТО, следует правилу «свободного ввоза» в рамках Единого режима в отношении импорта. Однако это общее правило имеет некоторые исключения при применении странами ЕС Защитных инструментов торговой политики, разработанных после соглашений ВТО, признающих за своими членами право на борьбу с недобросовестной торговой практикой. ЕС применяет следующие инструменты нета­рифного регулирования: Меры по надзору не являются инструмен­тами ограничения импорта, а представляют со­бой систему обязательных лицензий на импорт, выдаваемых органами государств-членов ЕС в целях контроля. Данные меры принимаются преимущественно по отношению к некоторым сельскохозяйственным, текстильным и сталели­тейным изделиям. Количественные ограничения на ввоз не­которой продукции из определенных проблемы многостороннего регулирования внешней торговли стран с целью защиты европейских производи­телей от ущерба вследствие массового импорта по чрезвычайно низким ценам. Защитные меры принимаются в индиви­дуальном порядке по отношению к импортиру­емым товарам, которые наносят или могут на­нести ущерб экономике ЕС. Они выражаются во временном или экстренном ограничении импор­та определенных товаров. Процедура принятия таких мер может быть начата по ходатайству го­сударства-члена или по собственной инициативе Европейской Комиссии; однако, промышленный сектор не может напрямую подать такое ходатай­ство. Несмотря на это, такие меры должны в лю­бом случае учитывать положения Соглашения ВТО по защитным мерам. Ограничения импорта действуют в следую­щих секторах: сельскохозяйственная продукция; текстильные изделия; изделия из железа и стали. Кроме того, в ЕС существуют требования по регулированию импорта в следующих сферах: безопасность продовольствия и кормов; ветери­нария, фитосанитария, здравоохранение, защита окружающей среды химические вещества, озо-норазрушающие вещества, фторированные пар­никовые газы, защита видов, находящихся под угрозой исчезновения, контроль и управление отходами и т. Таким образом, можно судить о возрастаю­щей роли нетарифного регулирования в между­народной торговле многих стран. По данным Конференции ООН по торговле и развитию ЮНКТАДнаряду с увеличением случаев при­менения защитных в первую очередь - антидем­пинговых мер, страны активизировали исполь­зование иных мер нетарифного характера. По различным оценкам, нетарифные меры охваты­вают от 18 до 30% объемов мировой торговли. При этом развитые страны используют нета­рифные меры в отношении 17% импорта, в том числе в отношении 50% металлопродукции, 25% текстильных изделий, 44% продукции сельского хозяйства. Обеспечение нетарифного регулирова­ния в Республике Казахстан осуществляет­ся согласно ст. Условия и порядок применения мер нетариф­ного регулирования внешнеторговой деятельно­сти определяются Правительством Республики Казахстан. В случае принятия иностранным го­сударством мер, нарушающих интересы Респу­блики Казахстан, а также в случае невыполнения им принятых в соответствии проблемы многостороннего регулирования внешней торговли международным договором обязательств перед Республикой Ка­захстан Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли Республики Казахстан после проведения консультаций и процедур, установленных международным договором, ра­тифицированным Республикой Казахстан, в пре­делах, необходимых для эффективной защиты интересов Республики Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли, вправе в каче­стве ответной меры применить меры нетарифно­го регулирования внешнеторговой деятельности. На практике наиболее распространенными и важными последствиями применения нетариф­ных мер являются: снижение объемов импорта, увеличение цены на импортные товары, измене­ние эластичности спроса на импорт в результате сокращения предложения импортной продукции на внутреннем рынке эластичность спроса на импорт по цене снижаетсянепостоянство во времени изменение мер в зависимости от цен и объемов товара в оборотевлияние на обще­ственное благосостояние. С 1 января 2010 года началась практическая реализация Таможенного союза Республики Бе­ларусь, Республики Казахстан и Российской Фе­дерации. Основным условием Таможенного союза яв­ляется применение единой торговой политики в отношении третьих стран, одной из состав­ляющих которой является единая нетарифная политика. В этих целях в ходе Межгоссовета на уровне глав государств, состоявшегося 27 ноября 2009 года в г. На практике проблемы многостороннего регулирования внешней торговли нетарифное регулирование означает сле­дующее: Комиссия таможенного союза принимает решения о применении мер нетарифного регули­рования. На сегодня сформирован и утвержден ре­шениями Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли и Комиссии таможенно­го союза Единый перечень товаров, в отношении которых государствами-членами Таможенного союза применяются нетарифные меры регулиро­вания торговли. Также разработаны Положения, регламенти­рующие порядок применения нетарифных мер. Применение единых нетарифных мер реа­лизуется путем лицензирования экспорта или импорта товаров. Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами определяет порядок выдачи лицензий и разрешений на экс­порт или импорт товаров, включенных в Еди­ный перечень. Указанным соглашением предусмотрены следующие виды лицензий: разовые, генераль­ные, исключительные. Выдача уполномоченным органом генеральных исключительных лицен­зий осуществляется в случаях, предусмотрен­ных решением Комиссии Таможенного союза. Из вышеизложенного следует, что при полу­чении лицензии необходимо руководствовать­ся Соглашением о правилах лицензирования в сфере проблемы многостороннего регулирования внешней торговли торговли товарами, Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли перечнем, а также Положениями к Единому Перечню. По оперативным данным, объем внешней торговли товарами государств-членов Тамо­женного союза за январь-июль 2012 г. Стоимостной объем экс­порта по проблемы многостороннего регулирования внешней торговли с январем-июлем 2011 г. В январе-июле 2012 г. В январе-июле 2011 г. Объем взаимной торговли составил в январе-июле 2012 года 39,6 млрд. В проблемы многостороннего регулирования внешней торговли Республики Беларусь в Республи­ку Казахстан важнейшими являются машины и оборудование 19,9% общего объема экспорта Республики Беларусь в Республику Казахстансредства наземного транспорта, молочная и мяс­ная продукция по 16,4%. В экспорте Республики Казахстан в Респу­блику Беларусь преобладают черные металлы изделия из них 32,8% общего объема экспорта Республики Казахстан в Республику Беларусьзлаки 21,7%. Наибольший удельный вес в экспорте Респу­блики Казахстан в Российскую Федерацию зани­мают руды металлические 26,2% общего объема экспорта Республики Казахстан в Российскую Федерациючерные металлы изделия из них 17,3%топливо минеральное 15%. Импорти­рует Республика Казахстан из Российской Феде­рации, в основном, топливо минеральное 30,1% общего объема импорта товаровчерные метал­лы изделия из них 12%машины и оборудо­вание 11,8%. Отрицательное сальдо взаимной торговли Республики Казахстан проблемы многостороннего регулирования внешней торговли Российской Федерацией за I квартал 2012 года составило 2 млрд. Коэффициенты покрытия импорта экспортом за I квартал 2012 года составили: в Республике Беларусь - проблемы многостороннего регулирования внешней торговли, в Республике Казахстан - 0,4, в Российской Федерации - 2,1. Таким образом, итоги взаимной торговли го­сударств-членов Таможенного союза за I квар­тал 2012 года показали, проблемы многостороннего регулирования внешней торговли товарная структура экспорта Республики Казахстан характеризуется сырьевой направленностью. Для казахстанского экспорта увеличился рынок потребителей, това­рооборот, поступления в бюджет за счёт НДС. Но при этом всё ещё велика доля импорта. Как и ранее, Республика Казахстан покупает на общем рынке товаров больше, чем продает. В результате проведенной оценки влияния нетарифных мер регулирования внешней торгов­ли на объемы потребления импортных товаров на примере 10 стран постсоветского простран­ства - России, Беларуси, Казахстана, Кыргызста­на, Латвии, Литвы, Польши, Румынии, Украины и Эстонии, было выявлено снижение объема импорта каждого товара, на которую применена какая-либо нетарифная мера страной-импорте­ром из каждой страны, не применяющей данную меру, на 3,9%. Также при сравнительно высокой стоимости товара с учетом тарифа в одной стра­не-импортере дополнительный рост стоимости на 1% снижает объем импорта этого товара на 0,947% и делает спрос на импортируемый про­дукт менее эластичным по цене. Проблема использования нетарифного регу­лирования актуальна для Республики Казахстан в рамках вступления в ВТО. Вхождение в эту организацию осуществляется на определенных принципах, в их числе: наибольшее благоприят­ствование в торговле, которое страна, вступив­шая в ВТО, должна представить другим членам организации, прежде всего снижение таможен­ных тарифов; обязательство открыть внутренний рынок для иностранных товаров; уравнять права отечественных и зарубежных товаропроизводи­телей и др. Поэтому необходимо учитывать то, что согласно требованиям ВТО, меры нетариф­ной защиты должны основываться на принципах не дискриминации и национального режима, т. Существует еще один важный принцип ВТО, относящийся к торговле товарами. Примени­тельно к товарам требование ВТО заключается в том, чтобы тарифы были, по возможности, един­ственным инструментом защиты отечественных отраслей производства. Международные потоки товаров сталкиваются с различными нетариф­ными барьерами, включая квоты и лицензирова­ние. Экономисты признают, что количественные ограничения квоты как средство защиты отече­ственных отраслей приносят больше вреда, чем тарифы, так как вызывают более значительные искажения рыночного механизма. И тарифы, и квоты приводят к сокращению объема импор­та и повышают цену товара, что сказывается на совокупном благосостоянии потребителей и производителей. Однако по сравнению с коли­чественными ограничениями, тарифы являются дополнительным источником прибыли для госу­дарства, что сокращает общие потери для стра­ны. Введение квот способствует также развитию коррупции в области их получения. Поэтому ВТО, как и ее предшественник ГАТТ, предусма­тривает, что какие-либо ограничения при необ­ходимости должны вводиться в виде тарифов, а не квот. Так, например, снижение тарифов для Поль­ши при вступлении в ВТО происходило доста­точно быстро. Средние тарифы на импорт про­мышленных товаров из европейских стран были снижены до 6,5%. Наиболее сильно это отраз­илось на кожевенном производстве: тарифы на импорт были уменьшены на 20%,в сфере про­изводства древесины - на 15%, а тарифы на не­металлическую, резиновую и пластиковую про­дукцию снижались до нуля в течение 1991-2001 годов. Таким образом, для усиления положитель­ного влияния вступления Республики Казахстан в ВТО необходимо, во-первых, увеличивать по­тенциал не сырьевого экспорта путем снижения барьеров, препятствующих проблемы многостороннего регулирования внешней торговли отечествен­ных компаний на зарубежные рынки, и приня­тия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО. Опыт Китая и ряда других, ориен­тированных на экспорт, стран указывает на зна­чительный потенциал развития, заложенный в политике продвижения экспорта. При этом нуж­но иметь в виду, что речь не идет о прямых мерах государственной финансовой поддержки экспор­та - ВТО запрещает применение большинства таких мер. Однако значительные издержки экс­портеров связаны с другими факторами инфор­мационными, лицензионными, таможенными, административными, инфраструктурными и т. Из вышеизложенного можно сделать следу­ющие выводы: методы таможенного регулирования прош­ли много стадий эволюции развития в зарубеж­ных странах, таких, как США, страны ЕС, Китай, Индия и т. Поэтому для эффективной реализации методов нетарифного регулирования в Республике Ка­захстан необходимо изучение положительного зарубежного опыта с целью его дальнейшего ис­пользования с учетом особенностей националь­ной экономики; существует тесная и органичная взаимос­вязь мер нетарифного регулирования с основны­ми принципами торговой политики Республики Казахстан и со стратегией внешнеэкономических проблемы многостороннего регулирования внешней торговли государства. Особенно актуальна пробле­ма использования нетарифного регулирования для Республики Казахстан в рамках вступления в ВТО. Для усиления положительного влияния вступления Республики Казахстан в ВТО необ­ходимо, во-первых, увеличивать потенциал не проблемы многостороннего регулирования внешней торговли экспорта путем снижения барьеров, препятствующих выходу отечественных ком­паний на зарубежные рынки, и принятия мер поддержки экспорта, не запрещенных в рамках ВТО, а также совершенствование системы мер нетарифного регулирования с целью приведения норм соглашений Таможенного союза в соответ­ствие с нормами ВТО; на развитие мер нетарифного регулиро­вания существенным образом сказывается стремление отечественной экономики в между­народное сообщество с учетом защиты инте­ресов национальных производителей. Однако итоги взаимной торговли государств-членов Таможенного проблемы многостороннего регулирования внешней торговли показывает, что товарная структура экспорта Республики Казахстан ха­рактеризуется сырьевой направленностью. Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли проблема разницы законодательства государств-членов Таможенного союза, что может проблемы многостороннего регулирования внешней торговли к неправильному толкованию норм законодательства. До создания Таможен­ного союза Казахстан имел возможность при­менять антидемпинговые и компенсационные меры в отношении импорта из всех стран мира, в том числе стран Таможенного союза, а спе­циальные защитные меры распространялись на весь импорт, вне зависимости от страны про­исхождения. С июля 2010 года торговые меры могут быть приняты только в отношении това­ров, происходящих из стран не входящих в Та­моженный союз. Роль антидемпингового регулирования в современной международной торговле: автореф. Журнал высшей школы экономики. Министерство экономического развития Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли Федерации. Нетарифные меры в системе государственного регулирования международной торговли на примере развитых стран. Центр экономических и финансовых проблемы многостороннего регулирования внешней торговли и разработок при Российской экономиче­ской школе при содействии компании «Эрнст энд Проблемы многостороннего регулирования внешней торговли.

Официальный сайт электронной библиотеки
polskamebel.ru © 1999—2016 Электронаая библиотека